Актовая речь на праздновании 150-летнего юбилея Самарской Православной Духовной семинарии (г. Самара, 11 октября 2008 года)

Милостью Божией ныне мы празднуем 150-летие Самарской Православной Духовной семинарии. Наша Духовная школа возникла в переломный момент русской истории, в годы, когда к величайшему сожалению, многие представители русской молодой интеллигенции стали воспринимать религию как нечто отжившее. Именно эта группа в дальнейшем сформировала идеологию радикальных российских партий, в результате победы одной из которых в стране началось насильственное искоренение религии. В этой связи один известный современный богослов заметил, что не случайно Октябрьская революция произошла в единственной из европейских стран, где в системе высшего и среднего образования недостаточное внимание уделялось богословию. В атмосфере укреплявшегося неверия и нигилизма Духовные семинарии, в их числе и Самарская, оставались настоящими «твердынями духа», оплотами Православия и отечественных традиций.

Путь русской богословской школы был тернистым и сложным на протяжении всей истории России. Университетское образование у нас появилось лишь в 18 веке и в значительной степени испытало на себе схоластическое влияние Запада. Главным языком преподавания долго оставалась латынь. Неудивительно, что к концу 18 столетия оформилось окончательное отделение богословия от высшей светской школы. К величайшему сожалению, великая Византийская Православная традиция была в значительной степени забыта.

В 19 веке взаимодействие духовной и светской высшей школы тоже оставалось весьма ограниченным. Согласно уставу 1884 года, выпускники Духовных семинарий не могли поступать в университеты, а выпускники гимназий и реальных училищ – в Духовные академии. Эти моменты приводили к постепенному вытеснению религии из интеллектуальной жизни высшего общества - дворянства, а позднее интеллигенции.

Вся ответственность за влияние на широкие слои общества, вся непомерная нагрузка по линии духовного образования в конце 19 века пришлась на Духовные семинарии, на их выпускников. В декабре 1850 года по указу императора Николая I была образована Самарская и Ставропольская епархия, первым епископом которой стал пре¬освященный Евсевий (Орлинский). Одной из главных своих задач он считал открытие в Самаре Духовной семинарии. Важность ее учреждения Владыка Евсевий обосновывал не только "неудобством для духовенства Самарской губернии доставлять своих детей в семинарии других епархий, но, главным образом, местными условиями Самарского края, издавна населенного, кроме православных, сектантами различных родов и видов".

Открытие семинарии состоялось при следующем Самарском епископе - Преосвя¬щенном Феофиле (Надеждине). По Высочайшему Указу Госуда¬ря императора Александра II и Святейшего Правительствующего Синода была об¬разована Самарская Духовная семинария, первым ее ректором был назначен профессор Херсонской семинарии архимандрит Геннадий (Левитский), в последствии — епископ Сарапульский. Торжественное открытие семинарии состоялось 9 сентября 1858 года. На три отделения семинарии были зачислены 197 учеников. Следует учитывать, что дореволюционная духовная семинария была средним учебным заведением и кроме изучения богословских наук, давала и светские знания в объеме классической гимназии. Поэтому вступительные экзамены проводились по Закону Божьему, русскому языку, арифметике, латинскому и греческому языкам, географии и церковному пению. Самарская Духовная семинария, в соответствии с Высочайше утвержденным Уставом 1867 года, состояла из трех двухгодичных отделений. На низшем отделении изучались: российская словесность, алгебра, геометрия, всеобщая история, латинский и греческий языки, катехизис, пасхалия, введение в литургику и Священное Писание Ветхого Завета. На среднем отделении изучались логика, психология, естествознание, физика, русская история, библейская история, герменевтика, патристика, Священное Писание Ветхого Завета и древние языки. На высшем отделении изучалось Священное Писание Нового Завета, Догматическое богословие, нравственное богословие, пастырское богословие, обличительное богословие, литургика, гомилетика, каноническое право, общая церковная история, история Русской Церкви. Кроме того, в семинарии изучались немецкий и французские языки, медицина и сельское хозяйство.

По инициативе епископа Гурия (Буртасовского) для активизации миссионерской работы в епархии было введено факультативное изучение татарского и чувашского языков. Выпускники семинарии вели активную миссионерскую проповедь среди малых народов Поволжья.

Первоначально семинария располагалась в доме чиновника Павла Ломбина на Саратовской улице (ныне ул. Фрунзе), через три года она была переведена в дом купца Лаптева на Вознесенской улице, однако и это здание не могло вместить все службы семинарии. Настоятельной необходимостью становилась постройка собственного здания. Торжественное освящение места под строительство состоялось 29 июня 1869 года на праздник Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Строительство нового корпуса было закончено к августу 1872 года. Официальный адрес семинарии был таким: "ул. Соборная, дом 157, близ Кафедрального собора". На этом же квартале располагались Самарская консистория и Архиерейский дом, а также большой сад, в котором после занятий гуляли семинаристы. 1 октября 1872 года на третьем этаже нового корпуса была освящена домовая церковь во имя св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

Жизненный путь преподавателей Самарской Духовной семинарии во многом отражал сложную и противоречивую историю Русской Православной Церкви. Особо показательна своей прямой противоположностью судьба двух ректоров - протоиерея Николая Боголюбского, управлявшего семинарией с июля 1897 года по март 1902 года, и его преемника - архимандрита Вениамина (Казанского), управлявшего семинарией до ноября 1905 года.

Протоиерей Николай Боголюбский, уроженец нашего города, был вы¬пускником Самарской Духовной семинарии, а затем Московской Духовной академии, которую окончил в 1880 году со степенью кандидата богословия. В 1892 был возведен в сан протоиерея, в 1897 году назначен ректором Самарской Духовной семинарии. При нем она вошла в число лучших в России по организации учебного процесса и нравственно-религиозному воспитанию студентов. По его инициативе в Семинарии было введено преподавание рисования и проводились регулярные музыкальные вечера, которые посещали многие горожане. В 1902 году протоиерей Николай Боголюбский был назначен профессором богословия Московского сельскохозяйственного института, затем Московского Университета. Однако в 1922 году он уклонился в обновленческий раскол, вошел в состав их Высшего Церковного управления и стал одним из ближайших сподвижников лжемитрополита Александра Введенского. Умер в 1926 году без покаяния в расколе.

Его преемником на посту ректора Самарской Духовной семинарии стал архимандрит Вениамин (Казанский), будущий священномученик, митрополит Петроградский и Гдовский. Он родился в 1873 году в семье священника Олонецкой губернии, окончил Санкт-Петербургскую Духовную академию, занимался преподавательской и административной работой в ряде духовных школ. 2 апреля 1902 года Указом Святейшего Правительствующего Синода был назначен ректором Самарской Духовной семинарии. Свои педагогические взгляды формулировал так; "Мне кажется необходимым, чтобы будущие пастыри, изучая в теории все относящееся к их служению, видели бы применение теории в жизни здесь же, при школе". Мистическим сердцем семинарии архимандрит Вениамин считал Храм. Он ввел регулярную череду богослужений по будним дням, на которых семинаристы несли обязательную певческую и пономарскую практики. С зимы 1902 года по воскресным вечерам проводились внебогослужебные беседы, на которых читалось чередное Евангелие, а семинаристы учились его толковать и говорить поучения. Также были введены публичные собеседования со старообрядцами и сектантами по вероучительным вопросам, на которых семинаристы учились искусству полемики. Большое внимание будущий священномученик уделял паломническим поездкам по святым местам. В связи с ростом революционных настроений, священномученик Вениамин предлагал больше внимания уделять проповеди. Он подчеркивал: "Теперь не такое время, чтобы молчать: народ жаждет слова Божия. Пастыри Церкви не должны быть людьми какой-либо политической партии. На какую бы сторону мы ни встали - все равно нас будут бранить. Мы, пастыри, как учители вечных форм жизни, должны быть выше всякой партийности. Нам можно и должно говорить вообще об евангельских истинах". В ноябре 1905 года архимандрит Вениамин был назначен ректором Санкт-Петербургской Духовной семинарии. Со скорбью провожали семинаристы любимого ректора и, обращаясь к нему, сказали: "Вы, отец ректор, обратили внимание на самый существенный недостаток почти всех казенных заведений, в которых всюду веет холодом, тоскливым однообразием, какой-то неестественной самозамкнутостью, отчужденностью и бездушным формализмом. Молодое сердце всегда нуждается в живом общении, сердечном сочувствии, отеческой ласке, и Вы сумели внести в жизнь воспитанников жительный свет и тепло".

В 1910 году священномученик Вениамин стал епископом Гдовским, а в 1917 был избран митрополитом Петроградским. В годы гонений он неустанно проповедовал Слово Божие, призывал к милосердию и помощи страждущим, противодействовал обновленческому расколу, за что 13 августа 1922 года принял мученическую смерть за Христа. Священномученик Вениамин является одним из небесных покровителей нашей Духовной школы. За время своего существования с 1858-1918 год Самарская Духовная се¬минария сделала более 40 выпусков. Не один десяток выпускников продолжили служение в архиерейском сане, среди них выпускник 1901 года архиепископ Андрей (Комаров), управлявший нашей епархией в грозные годы Великой Отечественной войны. Среди наших выпускников - известные богословы: профессора Юнгеров, Милославский, Глинский, выдающийся русский литературовед академик Пиксанов и многие другие.

В октябре 1918 года Самарская Духовная семинария была закрыта, многие ее преподаватели и выпускники репрессированы. Нельзя не упомянуть и о попытках создать подпольную семинарию в Самаре в тяжкие годы гонений. С 1928 по 1933 годы нашей епархией управлял священномученик Александр (Трапицын), архиепископ Самарский и Сызранский. В 1933 году он был арестован и после трех лет заключения вернулся в город Самару, где проживал на покое. Предвидя новую волну гонений и возможность ухода Церкви в катакомбы, он стал рукополагать тайных священников из числа мирян. Владыка Александр собирал их небольшими группами и читал им лекции в объеме семинарского курса, привлекая к преподаванию других священнослужителей. В документах НКВД эта организация проходила как "Тайный институт научного духовенства". В октябре 1937 года преподаватели и слушатели были арестованы, а 13 января 1938 года архиепископ Александр с группой священников приняли му¬ченическую смерть за Христа.

В наше время борьба за возрождение системы духовного образования велась и ведется прежде всего с теми, кто злонамеренно или по невежеству утверждает, что знание своей религиозной традиции противоречит принципу светскости государства и может чуть ли не разжечь межконфессиональный и межнациональный конфликт.

В дискуссии, которая состоялась по данной проблеме, была убедительно доказана ложность этих измыщлений. Россия - действительно многоконфессиональная и многонациональная страна, но это не является поводом запрещать русскому и другим народам изучение своих национальных и религиозных традиций.

У большинства людей есть интерес, но очень мало знаний о православной традиции. Многие обладают лишь отрывочными представлениями о религии. Специальное религиозное образование призвано хотя бы частично этот интерес удовлетворить, хотя и невозможно за несколько лет искоренить плоды 70 лет официального безбожия, на это уйдет жизнь целых поколений. К счастью, к нам возвращается фактически новооткрытая в ХХ веке Православная византийская традиция. Наше время стало периодом развития и углубления интереса к наследию святых Православной Церкви - Макария Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого, Максима Исповедника, Симеона Нового Богослова, Григория Паламы. Новый импульс получило изучение отечественной философской традиции (трудов Владимира Соловьева, Николая Бердяева, протоиерея Сергия Булгакова, священника Павла Флоренского, протоиерея Георгия Флоровского, Ивана Ильина.

В Самарском регионе также налажено конструктивное взаимодействие Церкви и государства в области религиозного образования и духовно-нравственного просвещения учащейся молодежи. Центром и средоточием этой работы стала Самарская Православная Духовная семинария, отмечающая в эти дни свой 150-летний юбилей.

В девяностые годы прошлого века открылась новая страница в истории Самарской Духовной семинарии. Милостью Божией мне довелось принять деятельное участие в ее возрождении. В 1993 году, когда Священноначалием мне было определено быть епископом Самарским и Сызранским, я поставил главной задачей своего служения воз¬рождение духовного образования в епархии. Поскольку, развивая духовное образование, мы поднимаем нравственный уровень народа, возвращаем его к исторической православной вере. Иными словами, духовное образование - это обретение через православную веру личности как образа и подобия Божия. 29 марта 1994 года мною был издал Указ об открытии Самарского Епархиального Духовного училища в помещении бывшей учительской семинарии, ввиду того, что прежнее здание было занято Политехническим институтом. Ректором был назначен кандидат педагогических наук иерей Евгений Шестун, проректором по учебной работе доцент Семиков.

3 августа на Епархиальном Совете была утверждена Приемная комиссия. В первый год было зачислено 42 воспитанника и 4 кандидата в возрасте от 18 до 30 лет. Торжественное открытие Самарского Епархиального Духовного училища состоялось 1 сентября 1994 года и началось с Божественной Литургии в се¬минарском храме во имя преп. Кирилла и Марии Радонежских чудотворцев. Здание находилось в плачевном состоянии. С первых дней пришлось заниматься ремонтом, в котором активно помогали поступившие воспитанники.

Но главное внимание, безусловно, уделялось налаживанию полноценного учебного процесса. В первом классе преподавалось 14 дисциплин, учебные нагрузки были не менее 34 часов в неделю. Среди первых преподавателей были доктор наук, три кандидата и заслуженный учитель России. 28 августа 1994 года состоялась первая хиротония воспитанника училища, а 10 марта 1995 года в семинарском храме состоялся первый монашеский постриг.

Кроме учебных занятий, первые воспитанники семинарии несли послу¬шания, окормляли раненых в окружном военном госпитале. Они совершали паломнические поездки в Ташлу, в Дивеево и к другим святыням России.

Важной вехой в жизни возрожденного училища стало 17 июля 1997 года, когда оно было пре¬образовано в Самарскую Духовную семинарию. Той же осенью началось строительство нового трехэтажного жилого корпуса семинарии, а также корпуса регентского отделения. Все работы были закончены к 2000 году. Общая площадь внутренних помещений семинарии превышает 15 тысяч квадратных метров, имеется благоустроенное общежитие, актовый зал, оборудованные учебные аудитории. Первый выпуск возрожденной Самарской Духовной семинарии состоялся 2 июня 1998 года. Пастырское отделение окончили 33 человека и девять человек - регентское отделение. После этого состоялось еще 8 выпусков. Всего Самарскую Духовную семинарию окончил 531 человек, более 200 выпускников рукоположено в священный сан, 22 – приняли монашеский постриг.

13 октября 1999 года Самарскую Духовную семинарию посетил Его Свя¬тейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий П. На встрече с преподавателями и студентами он пожелал им благоприятных успехов на ниве духовного просвещения и дал особое напутствие: "Надо полюбить Евангелие как книгу жизни и руководствоваться им". Его Святейшество передал в дар семинарии икону покровителя духовного образования Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

12 мая 2001 года Самарскую Духовную семинарию посетил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир. В разное время нашу семинарию посетили митрополит Крутицкий и Ко¬ломенский Ювеналий, митрополит Калужский и Боровский Климент, Чрезвычайные и полномочные послы Франции, Канады и Германии, известный парижский богослов и философ Струве, делегации из Епископальной церкви США, Евангелическо-лютеранской церкви Вюртемберга, многие видные деятели науки и культуры России.

За прошедшее десятилетие возрожденная Самарская Духовная семинария стала духовно-просветительским центром нашей епархии. Ежедневно десятки людей посещают церковно-исторический музей и редакцию журнала "Духовный собеседник", работают в семинарской библиотеке и получают консультации. Активно развивается межвузовское сотрудничество.

Ректор семинарии является членом Совета ректоров вузов Самарской области, наши преподаватели читают лекции в Самарском государственном педагогическом университете, Самарской академии культуры и искусства, Самарской гуманитарной академии, Самарском Государственном Университете, Самарском Государственном Университете путей сообщения. Очень важным для нашего региона является сотрудничество Самарской Духовной семинарии и Самарского Государственного Института повышения квалификации работников образования по подготовке преподавателей основ православной культуры. Благодаря этому проекту было подготовлено более 600 преподавателей основ православной культуры и этот предмет преподается в 70 школах области. Семинария выходит на международный уровень, ее преподаватели проходят стажировки в учебных заведениях Греции и Германии, семинарский хор выступал с концертами на острове Крит и в Республике Словения.

В настоящее время Самарская Православная Духовная семинария - это 5-летнее Высшее учебное заведение Русской Православной церкви, которое выдает диплом специалиста или бакалавра богословия. На очном пастырском отделении обучаются 90 человек, на заочном пастырском отделении - 263 человека, на регентском отделении - 30 человек. Руководителем семинарии является ректор, возглавляющий Учебный и Административный Советы и определяющий основные направления учебной, научной и хозяйственной деятельности семинарии. Ближайшими помощниками ректора являются проректоры по учебной, воспитательной и административной-хозяйственной работе.

Учебная и методическая работа в семинарии организована по кафедральной системе. В настоящее время активно работают: Богословская, Библейская, Церковно-историческая, Церковно-практическая кафедры, кафедра классического и зарубежного языкознания, кафедра православной педагогики и психологии. Среди преподавателей семинарии - два академика, шесть докторов наук, девять кандидатов наук, пять кандидатов богословия, один заслуженный учитель России. Большую известность получили научные труды преподавателей семинарии: заведующего межвузовской кафедрой православной педагогики и психологии, действительного члена РАЕН, доктора педагогических наук, профессора игумена Георгия (Шестуна), заведующего межвузовской кафедрой теологии СГУПС доктора философских наук, профессора протоиерея Димитрия Лескина, заведующей кафедрой классического и зарубежного языкознания доктора филологических наук профессора Людмилы Карпенко, профессора Ивана Семикова, доцента Ольги Радченко и других. Преподаватели семинарии принимают активное участие в работе крупных церковно-государственных форумов и научно-практических конференций, а также Международных Рождественских Чтений в Москве и Международных Кирилло-Мефодиевских Чтений в Самаре.

Самарская Православная Духовная семинария активно взаимодействует с ведущими вузами области и выступает одним из учредителей межвузовской кафедры теологии и истории религий, которая действует с 2006 года. Базовой организацией межвузовской кафедры является Самарский государственный университет путей сообщения. Основной целью межвузовской кафедры теологии является обеспечение целостности высшего образования в вузах Самарской области путем введения теологического компонента в содержание образовательных программ, подготовка и переподготовка кадров для вузов области по специальностям «теология» и «религиоведение», повышение духовного потенциала общества.

Самарская Духовная семинария одной из первых в России перешла на 5-летний срок обучения и на преподавание по стандарту "теологии", получила государственную лицензию. В 1999 году была введена обязательная педагогическая практика. Наши семинаристы приобретают навыки пастырского и проповеднического служения в школах и детских летних лагерях, социально-реабилитационных центрах и местах лишения свободы. Ежегодно конкурс при поступлении в Самарскую Духовную семинарию составляет не менее двух человек на место. Кроме вступительных экзаменов по катехизису, Библейской и Церковной истории, на знание основных молитв и умение читать по церковно-славянски, большое внимание уделяется собеседованию с абитуриентами. Православный священник это не только богослов, но и пастырь, нравственная и целостная личность, своим личным примером ведущая многих ко Христу.

Особое внимание уделяется духовной жизни семинаристов. Каждый день начинается и заканчивается общей молитвой. Ежедневно совершается Божественная литургия в семинарской церкви во имя преп. Кирилла и Марии Радонежских чудот¬ворцев, родителей великого игумена Русской земли преп. Сергия Радонежского. Мы осознаем особую мистическую связь с Свято-Троице-Сергиевой Лаврой и Московскими Духовными школами, где посчастливилось учиться мне и большинство наших преподавателей. За богослужением поют два хора, особенно следует отметить мужской семинарский хор, исполняющий древнерусские распевы. Кроме духовных песнопений, в репертуаре наших хоров русские классические, народные и патриотические песни. В семинарии часто проходят благотворительные концерты. В рамках ныне празднуемого 150-летнего юбилея Самарской епархии во всех городах и районах области прошли научно-практические конференции с участием ведущих преподавателей семинарии и ее мужского хора. Эти мероприятия укрепили веру в сердцах людей и консолидировали православную общественность перед лицом новых вызовов нашего времени.