03.05.2024

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ 2024

Митрополита Самарского и Новокуйбышевского СЕРГИЯ
Преосвященным архипастырям, досточтимым пастырям, боголюбивым монашествующим и мирянам Самарской епархии


«Днесь всяка тварь веселится и радуется, яко Христос воскресе, и ад пленися»
(припевы ко стихом на утрени Св. Пасхи).

Сердечно поздравляю вас, досточтимые архипастыри, всечестные пастыри, монашествующие и миряне, с великим мироспасительным праздником - ПАСХОЙ ГОСПОДНЕЙ!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Эти хорошо известные каждому христианину слова и были той самой радостной вестью, которой Ангел приветствовал благословенную Марию Магдалину и другую Марию, которые пришли ко гробу Распятого Господа нашего Иисуса Христа в первое утро нашей Пасхи. И именно эти слова являются той самой вестью, которую Пасхальные дни несут и всему человеческому роду.
«Не бойтесь, – возвестил ангел, – ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого, его нет здесь: Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых» (Мф. 28:5-7).
Таково было ангельское приветствие, которое известило миру, что Господь наш Иисус Христос, умерший на Кресте, воскрес, чтобы слава Его Божества воссияла во тьме мира. Омраченные грехом души людей отныне навечно освящены пресветлыми лучами Его всеочищающего духа. С того дня уже не один грешник не может, приблизившись к Господу Иисусу, оставаться неочищенным – «Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и совершившись сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр. 5:8-9).
И мы, сегодняшние последователи Христа, носящие на персех своих знамение Его страданий, должны во всем творить Его волю и возвещать всем людям весть о Его славной победе над смертью и диаволом. В нынешнем искусственно разделенном силами зла мире, мрачном и несчастном от грехов человеческих, мы должны по-прежнему нести и распространять благую весть, что эти же самые грешные и несчастные люди искуплены Божией любовью, в силу страданий Господа Нашего Иисуса Христа и достоверности Его Воскресения.
Воскресение Христово укрепило в мире дотоле неизвестный закон –закон воссоздания, возвращения человечества на пути, от начала мироздания предназначенные ему Творцом. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов так говорит об этом великом предназначении человечества, приводя в доказательство слова самого Христа: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут» (Ин. 5:25). Здесь под мертвыми Христом подразумеваются нравственные мертвецы, - те, кто мертв по своим грехам. С возвещением же Воскресения Христова наступило уже время, когда духовно мертвые, «услышав глас Сына Божия оживут», воскреснув сначала нравственно, а потом, при наступлении дня Страшного Суда Господня, будут достойными и воскресения, и жизни Вечной во Христе Иисусе. Именно за это Христос пострадал за нас на кресте. Он не раз пояснял своим ученикам, что у любви нет пределов – «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). «И Он отдал за нас душу Свою». «Любовь познали мы в том, - говорит св. апостол Иоанн Богослов, - что Он положил за нас душу Свою, и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Ин. 3:16).
Вся земная жизнь Христа была преисполнена любви к людям, «Он взял на себя наши немощи и понес болезни» (Мф. 8:17). Он сострадал людям в их страданиях, Он исцелял недужных, возвращал зрение слепым, очищал прокаженных. Видя горе человеческое, возвращал к жизни умерших. Так, Он вернул к жизни умершую дочь Иаира. Видя безысходную скорбь несчастной наинской вдовы, воскресил ее сына. Видя горе сестёр умершего друга Своего Лазаря, Он Своею Божественной силой вернул его к жизни. Воскрешение Лазаря, таким образом, явилось конкретным примером жертвенной любви и вместе с тем провозвестием победы жизни над смертью. Всё служение Господа на земле было преисполнено борьбой с силами зла. Своим крестным подвигом и преславным Воскресением Христос явил миру, что силы лжи и зла не всесильны и что истина и добро обязательно победят. И нам, дорогие во Христе архипастыри, отцы, братья и сестры, как никогда должно осознать, что нам Он завещал нести по жизни свой крест, прообразом которого стал Голгофский крест, который понес Сам до конца. «Если кто хочет идти за мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). И сейчас, в это непростое для нашей Отчизны и для всего мира Божия время, неся крест свой вслед за Господом, мы должны изгнать всякую праздность из нашей жизни, понести труды ради ближних не словами, а неустанным трудом, проводить жизнь в борьбе с силами зла, бороться за истину, за добро, за справедливость среди людей. Ибо без несения этого жизненного креста нельзя называться Христовым учеником. Кто не берет креста своего и не следует за Христом, тот недостоин Его (Мф. 10:38).
Воскресение Христово является краеугольным камнем в основании нашей веры, оно утверждает надежду, воспламеняет любовь, окрыляет молитву, низводит благодать, и им, Воскресением Христовым, по выражению Иоанна Златоуста «жизнь жительствует». Воскресение Господа Нашего Иисуса Христа для всех нас является знамением того, что Христом побеждена смерть, что людям даровано блаженство вечной жизни в единении с Богом. Чудо Воскресения Христова соединило нас, живых, с уже умершими, ушедшими в жизнь вечную, и мы чувствуем, что они с нами, а мы с ними, и что связаны мы с ними более крепкими узами, так как смерть разлучить нас не может, потому что смерти не стало, и все мы отныне соединены в вечности силой Христовой любви. Христос Воскрес и живет во Святой Своей Церкви, в вере, в душах человеческих поколений. В наших светлых взлетах к добру и правде. Воскресший из мертвых всегда с нами и действует с возрождающей силой в наших душах, как нам обещал: «И се, Аз есмь с вами во вся дни до скончания века» (Мф. 28:20). Эти твердые в своем неизменном значении слова Воскресшего стали крепостью духа и основой надежды верующих людей, которые ищут спасения в Господе, ибо известно всем нам, «что именем Иисуса Христа Назорея… Которого Бог воскресил из мертвых», люди спасаются, и «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало нам спастись» (Деян. 5:31). Великая Пасха Господня – праздник действующей силы Божией и любви Божией в мире через спасительный подвиг Единородного Сына Божия, Которого «возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя» всего духовного Израиля, который получает прощение грехов своих (Деян. 5:31). Теперь, когда Воскрес Христос, над земною жизнью человеческой, как и в преддверии вечной, небесной жизни, лежит отсвет греющих благодатных животворящих слов – «Придите же, вернии, возрадуемся Господеви, воскликнем Богу, спасителю нашему!» (Пс. 94:1). Всесильная помощь Божия да сопутствует всем нашим благим начинаниям и трудам, на нашей благодатной Самарской земле, и да пребывает Христос Воскресший по Своему Божественному обетованию – «Аз есмь с вами во вся дни до скончания века» (Мф. 28:20) – всегда посреди нас Своей благодатию и миром.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

СЕРГИЙ
Митрополит Самарский и Новокуйбышевский
Пасха Христова, 2024 год, град Самара


Возврат к списку