08.04.2018

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ Митрополита Самарского и Тольяттинского СЕРГИЯ

Преосвященным архипастырям, досточтимым пастырям, боголюбивым монашествующим и мирянам Самарской епархии

«Воскресения день, просветимся , людие: 

Пасха, Господня Пасха: от смерти бо 

к жизни и от земли к небеси Христос Бог

 нас проведе, победную поющия».

(Ирмос 1-й песни Пасхального канона).

Сердечно поздравляю Вас, Преосвещенные архипастыри, досточтимые пастыри, честные иноки и инокини, боголюбивые миряне Самарской епархии с великим праздником - Святой Пасхой Христовой!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Этот всеми нами любимый и высокочтимый праздник Воскресения Христова назван Пасхою от древнееврейского слова (песах), что означает проходить мимо, в память праздника, установленного в честь избавления народа иудейского от египетского плена. Сообразно с воспоминаемым в этот праздник событием Воскресения Христова, наименование Пасха приобрело в церкви Христовой новый, особый смысл и стало обозначать переход от смерти к вечной Жизни, от земли к Небу.

Святитель Амвросий Медиоланский в свое время писал – «слово Пасха – означает прехождение, и если в Ветхозаветной церкви он означает воспоминание исхода сынов израелевых из Египта и избавление их от рабства, то в Церкви новозаветной – в знамение того, что Сам Сын Божий, через Воскресение их мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на Небо, освободив и нас от вечной смерти и работы вражией и даровав нам область чадом Божиим быти (Ин.1,12)».

Неслучайно в знаменитом творении святого преподобного Иоанна Дамаскина, Каноне Святой Пасхи, Христос именуется Жертвой, Пасхальным Агнцем, Образов событием, Жертвой, но «жертвой живой», «живым и, в то же время, нежертвенным заколением».

Для каждого христианина, Христос не просто Пасха, а «новая Пасха», «наша Пасха», то есть Пасха Христианская, «Пасха велия и священнейшая», которая не только не потеряет своего значения, а, напротив, будет еще полнее и действеннее «в невечернем дни Царствия Христова». Христос не только Агнец, «Агнец Божий, вземляй грехи мира», добровольно идущий на заклание для очищения всех: «волею за всех заклан бысть, Пасха чистительная» (2-й тропарь 4-й песни канона) Он одновременно есть и издревле известный человечеству «отцев Бог», готовивший людей прообразами - Пасхой и жертвенным Агнцем - к Пасхе новой, чистительной. Он же и Христос Бог, ныне воскресший из мертвых. И он совершил это необычайное дело, «соделавшись человеком». Христианское богословие так и именует Его - Богочеловек, подразумевая в Нем две природы, Божественную и человеческую, которую он воспринял всю, кроме греха, для нашего с вами спасения.

В этом-то и причина нашего торжества, ибо Христос Бог совершил над своей человеческой природой изменения к лучшему и прекраснейшему, к вечной жизни и радости, необычайным способом – страданием, но страданием за весь человеческий род. «Страждет яко смертен и страстию смертное в нетления облачит благолепие» (Ирмос 7-й песни Пасхального Канона). Потому и ликует весь мир христианский, ибо Он Своими страданиями и смерть попрал и всем: и нам, и сущим во гробех, живот даровал.

«Христос, - как говорит святой апостол Павел, - воскрес из мертвых, Первенец из умерших» (1 Кор.15, 20). Это апостольское слово и есть выражение всей полноты радости христиан в день Воскресения, ибо Христос – Первенец Воскресения, а за ним и все христиане, и живущие, и те «сущие во гробех», воскреснут,

сподобятся Жизни вечной, и нам всем дана уверенность в окончательной победе света и правды над тьмой и смертью.

Отсюда – бодрость жизни христиан, отсюда в эту Пасхальную ночь – свет и радость нашей веры, всемирная радость Воскресения Христова, радость этой Пасхальной ночи и светозарного дня, который является образом для невечернейшего света, незаходимого солнца вечной жизни, ибо Христос Воскресе! Тридневное Воскресение завершило Его победу над смертию и перенесло плоды Его спасительного дела к нам на земле живущим людям. Воскрес Христос, и уже не пророчески (Псал.21, 23) и не в общем учительном смысле (Мф.12,50), но во всей глубине значения. Он именует уже Своих учеников братьями: «Иди ко братьям Моим, - повелел Он Марии Магдалине, - и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему» (Мф.28,10). Поэтому общение со Христом не прекращается после Его Воскресения, Христос не разлучен с нами до скончания века. Мы переживаем это общение и с благодарностью восклицаем: «О Божественного, о любезного, о сладчайшего Твоего гласа! С нами бо неложно обещался еси быти и до скончания века, Христе» (1-й тропарь 9-й песни Пасхального канона).

И, взирая на образ Воскресшего Христа, мы видим в Нем начало того высочайшего торжества, когда настанет и откроется совершенно Царство Бога и область Христа Его, когда все злое и неприязненное, враждебное и смертное – будет изгнано и упразднено, когда праведницы просветятся яко солнце, в Царствии Отца их, когда отымет Господь всяку слезу от очию их, и все скорби земные не помянутся ктому, и радость вечная над главою их будет. Там, в этом мире - истинное Отечество каждого истинно верующего во Христа, воскресшего из мертвых, там все сокровища христианских сердец, там веселие и радость, там жизнь и смысл бытия.

И если в наши дни разделенные христиане именуют себя братьями во Христе, не означает ли это, что преславное Воскресение

Христово является для всего христианского мира свидетельством всеобщей ответственности за судьбы мира, за судьбы человеческой цивилизации в целом? Церковь Христова, как никто другой, знает какие значительные трудности переживает сейчас наше Богохранимое Отечество, наш прекрасный трудолюбивый народ, и всеми доступными средствами, рука об руку со всеми людьми доброй воли, мы будем стремиться оказать помощь всем страждущим, невзирая на их конфессиональную или национальную принадлежность, преодолевать: нищету, несправедливость, вражду и разделения, которые до сих пор не устранены на канонической территории православного мира. Ответом на рознь мира сего должен быть мир Христов. И в этом мнении мы православные архипастыри, пастыри, монашествующие и миряне Самарской земли едины в своих трудах и устремлениях. Мы убеждены, что лишь духовное возрождение нашего народа, лишь его возврат к богоданным нравственным ценностям, к его исконному историческому пути, связанному с жизнью православия, воистину принесет нам благоденствие, процветание и согласие, ибо Воскресе Христос!

В этом году исполняется 25 лет моего архипастырского служения на богоспасаемой Самарской кафедре. Возношу молитву Благодарения Богу за Его щедрые милости, ниспосылаемые и мне, Его смиренному служителю. Господь судил всем нам трудиться на благо Церкви и прекрасного трудолюбивого народа Самарской земли в удивительное время - время благих перемен в нашей церковной жизни, время ее дивного преображения! Я от всей души благодарю всех вас дорогие мои, за вашу любовь, за всегдашнюю помощь и поддержку, за ваши неустанные труды и сугубо – за ваши святые молитвы, которые поддерживали и укрепляли меня в моем служении! Радость о Христе Воскресшем, который есть Новая Пасха, да озаряет наши с вами сердца!

Укрепляемые силою Воскресения Христова, будем приносить Господу истинные плоды духа. Будем ревностны во всем, что

способствует развитию духовной жизни, во всем, что служит созиданию мира, любви, единодушия в Церкви и в обществе, согласия и справедливости на нашей прекрасной Родине, на нашей Богохранимой Самарской земле, где мы живем и трудимся! Радость Пасхальная, да будет достоянием всех вас, дорогие во Христе архипастыри, пастыри, монашествующие и миряне Самарской митрополии! Как свет и теплота на земле исходят от солнца, так и святая Пасхальная радость преизобильно изливается в души празднующих Пасху Господню от Воскресшего Спасителя.

С верой и любовью будем носить Его пресветлый Образ в сердцах наших. Восхвалим Пришедшего оживотворить нас!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

Пасха Христова 2018 год г. Самара

Митрополит Самарский и Тольяттинский Сергий


Возврат к списку