К 25-летию прихода интервью с настоятелем храма новомучеников и исповедников Церкви Русской поселка Прибрежный
В этом году храм во имя Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в поселке Прибрежном отмечает 25-летие со дня освящения. За четверть века он стал не только местом молитвы, но и живым духовным центром, вокруг которого сложилась крепкая приходская община.
В юбилейный год редакция нашего сайта побеседовала с настоятелем храма протоиереем Игорем Макаровым о смысле подвига новомучеников для современного человека, истории строительства храма, жизни прихода и о том, что формирует подлинную духовную школу — как для священника, так и для мирян.
— Отец Игорь, поздравляем Вас с престольным праздником! Скажите, чем для нас важен сегодня подвиг новомучеников и исповедников?
Я твердо уверен, что кровь мучеников — это то семя, которое дало Русской Церкви новый шанс жить и служить Богу. Это кровь, которая до сих пор искупает наши грехи. Это подвиг во имя Жизни — жизни, которая никогда не иссякнет в будущих поколениях христиан.
Мы должны быть им безмерно благодарны за то, что сегодня у нас открываются храмы, что в них есть дети, что мы можем все вместе приходить и молиться.
Любой подвиг — радость для Церкви, а тем более подвиг мученический. Это тайна домостроительства Божия, и до конца понять ее очень трудно. Такая высота любви ко Христу осознается не первым и даже не вторым поколением — должно пройти время. Мы и сегодня до конца его духовно не понимаем, а лишь, словно сквозь тусклое стекло, как говорит апостол Павел о будущей жизни. Но уже ясно одно: свою жизнь они отдали ради того, чтобы эту жизнь получили мы, так же как и они получили ее во Христе.
Как и Господь говорит: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12:24). Вот эти самые зерна упали в землю, чтобы выросло большое и плодовитое поле духовной пшеницы, которое вместе устрояется в Тело Христово.

С 1998 года я являюсь настоятелем этого храма. Когда я сюда приехал, здесь еще ничего не было. Сначала мы служили в обычном помещении, приспособленном для богослужений, и начали строительство, которое окончили через два года.
Мы очень рады тому, что наш храм был освящен именно в 2000 году — в год прославления Собора новомучеников и исповедников Российских. В тот год тогда еще епископ Самарский и Сызранский Сергий освятил наш храм. И вот сегодня мы празднуем уже 25-й престольный праздник.
Образцом для строительства нашего храма в послужила деревянная церковь из далекого заполярного Зашиверска — древнего города на реке Индигирке. Этот храм был возведен еще в начале XVII столетия и, несмотря на суровые условия, сохранялся вплоть до нового времени.

Сам Зашиверск в XVIII веке, пережив эпидемию черной оспы, оказался полностью покинут, и городская жизнь там прекратилась. Лишь спустя многие десятилетия, уже в середине XX века, советские геологи случайно обнаружили в тундре одиноко стоявшую церковь. Позднее ее разобрали и перевезли в музей деревянного зодчества в Новосибирске.
Мы старались строить храм, строго соблюдая традиции русского деревянного зодчества XVI–XVII веков. Стремились ни в чем не нарушить архитектурные принципы и сам дух этого строительства.
Бревна, из которых возводился храм, доставлялись прямо сюда, на строительную площадку. Здесь же мы их обтесывали, работали с ними — это была настоящая ручная работа. Храм построен руками простых людей.

Особенность его в том, что он полностью деревянный: деревянные полы, кровля, шатры и все остальное. Каждая часть выполнена из своей породы дерева. Сам храм — из сосны, тесовая кровля тоже сосновая, купола — осиновые, крест — из особой твердой породы. Мы специально подбирали такие материалы, которые могут служить долго.
В настоящее время храмовый комплекс представляет собой обустроенное пространство: территория окружена каменной оградой с башнями по углам, здесь есть огород, детская игровая зона и места для отдыха паломников.

— А чем живет приход? Какие направления деятельности развиваются?
Мы особенно почитаем новомучеников и, конечно, царственных страстотерпцев. Особое место в жизни нашего прихода занимает святая преподобномученица княгиня Елизавета Федоровна и инокиня Варвара. С самого начала строительства храма у нас сложилось к ним очень теплое, почти родственное отношение.
И потому с первых дней здесь зародилась община сестер милосердия. Они взяли за основу устав сестер милосердия в Москве, жили по нему, трудились, помогали ближним — немощным, больным. Эта община существует уже многие годы.
Конечно же, у нас действует воскресная школа, которая активно ведет свою работу: проходят занятия, поездки, различные мероприятия.

У нас обустроена качественная столярная мастерская "Ковчег", где мы в том числе обучаем детей и подростков работе с инструментом. К сожалению, во многих школах уже не преподаются труды, и мы стараемся своими силами восполнить этот пробел.
У нас существует молодежное движение, мы регулярно проводим молодежные литургии — это добрая традиция, которая нам очень нравится. Есть планы, совместно с администрацией области открыть при храме музей деревянного зодчества.
В регионе есть различные деревянные строения, в городах и деревнях, которые относятся к памятникам архитектуры. Хотим собирать деревянные части этих памятников и организовать из них экспонаты музея.
Также при храме действуют церковная лавка, благотворительная трапезная, где ежедневно питаются десятки людей, пекарня и медицинский кабинет. Проводятся занятия детской театральной студии, работает детский клуб гармоничного развития «Улитка».

— А какие послушания Вы несете помимо настоятельства?
По благословению митрополита Самарского и Новокуйбышевского Феодосия я был назначен духовником нашей епархии. Это радостно — быть еще ближе с нашими братьями-священниками, совместно делиться опытом и поддерживать друг друга в служении.
До того как меня рукоположили в священный сан, в далеком 1995 году, по благословению епископа Самарского и Сызранского Сергия я стал инициатором создания и главным редактором журнала «Духовный собеседник», который и сейчас продолжает выходить.
Когда здесь был завершен храм и потребовалось все время посвящать приходу, мы приняли решение передать руководство редакцией нашему основному помощнику. А здесь, в храме поселка Прибрежный, началась новая страница духовной жизни нашей молодой приходской семьи.

— Что бы Вы хотели пожелать своим прихожанам, собратьям-священникам и их прихожанам?
Мне хотелось бы сказать слова особой благодарности всем людям, которые помогали все эти годы. Я не просто благодарен — я считаю себя обязанным им, потому что безусловно убежден: священника формируют люди — те, которые за него молятся, и те, за которых молится он.
Поэтому всем батюшкам я желаю хороших прихожан, а всем прихожанам — хороших батюшек.
У меня был духовный отец — отец Николай Винокуров, настоятель храма в селе Ташла, где он прослужил более 50 лет. Как-то его спросили: «Батюшка, а какую духовную школу вы заканчивали?» Он ответил: «Как какую? Ташлинскую!»
Я свою духовную школу Прибрежненскую еще, конечно же, не окончил, но искренне благодарен людям, которые меня воспитывают и учат в этой живой духовной школе нашего прихода, которая формировалась все эти 25 лет и продолжает формировать всех нас и сегодня.



















